Воскресенье, 19 января 2020 20:41

Dolby Atmos настоящее и будущее

На протяжении долгого времени на страницах своего блога я говорю о фильмах и музыке в формате Dolby Atmos, но так ни разу и не рассказал, что это за формат. Так же, целью статьи порассуждать, что ждет в нас в будущем, куда дальше будет развиваться эта технология.

 

Что такое DOLBY ATMOS ?

 

В традиционном многоканальном формате существует 5.1 или 7.1 канала.

В 5.1 присутствует: центральный канал, фронтальные каналы, и сурраунд каналы - каналы окружающего звука, и сабвуфер.

В 7.1 добавляются дополнительных два тыловых канала.

Формат многоканальной записи на протяжении нескольких десятилетий совершенствовался. На DVD выпускались Dolby Digital 5.1 и DTS 5.1 - кодеки с потерями в звуком сигнале (lossy), то есть кодированный сигнал имеет потери относительно изначального звука. Применяется для сжатия многоканального звука, для экономия места на носители, или передаче через стриминговые онлайн сервисы. Актуален и по сей день, можно встретить практически на любом лицензионном BluRay или UHD диске.  Позже на Blu-Ray диске место на носителе позволило использовать кодеки без потерь при кодировании (lossless) - DTS HD Master Audio и Dolby TrueHD (5.1 или 7.1). После декодирования сигнала вы получаете такое же качество сигнала, которое было до его кодирования. После того, как индустрия достигла потолка, улучшать качество сигнала стало попросту не куда, , оно достигло 100%, лидеры индустрии задумались куда идти дальше. Пошли по пути наращивания каналов. Но с добавлением количества каналов, возрастет поток данных, поэтому была придумана технология объективно - ориентированного звука. Dolby оставила 9 основных каналов, назвала их "bed", и добавила "объекты", это любой звуковой сигнал, который звукорежиссер может свободно размещать и перемещать в трехмерном пространстве.

 

Что бы использовать трехмерное пространство, были добавлены потолочные каналы.

 

Для кинотеатров формат Dolby Atmos может одновременно использовать 9.1 bed основных канала и до 118 отдельных объектов, которые могут независимо перемещать в пространстве на 64 независимых громкоговорителя. Сравните разницу - 7 каналов в стандарте Dolby Surround и 64 канала в Dolby Atmos.

Для кинотеатров Dolby Lab поставляет процессор CP850, который в реальном времени обрабатывает аудиодорожку. Гибкость формата Dolby Atmos, позволяет рендерить звук на все имеющиеся каналы вашего кинотеатра. Если у вас 32 канала, то процессор автоматически рассчитает звук на 32 канала, если 48, то на 48 и так далее до 64.

Очевидцы, что смотрели фильмы в кинотеатре с оригинальным звуком Dolby Atmos, говорят о потрясающем эффекте присутствия. В России, я был в зале с установленной системой Atmos, но кроме разочарования, не услышал ничего. Дублированный русскоязычный контент звучал просто ужасно. Ни о каком эффекте присутствия, речи и быть не могло, даже о хорошем 5.1 звуке.

Теперь рассмотрим, что предлагает нам Dolby Atmos для дома. То же самое название, казалось бы, но не тот же самый формат. Для воспроизведения в домашних условиях Dolby пошла на значительное упрощение технологии. Так как, дома у нас нет 64 каналов, минимум 5.1.2, а максимум 9.1.6, и нет возможности купить дорогой мощный процессор, который будет обрабатывать в реальном времени все 118 объектов, компания прибегла к следующему. 

Для домашнего микса Dolby Atmos, звукорежиссер в студии применяет процесс пространственного кодирования, называемый Spatial Coding. На вход кодера подается полный кинотеатральный микс (9.1 bed и 118 объектов), и группируется, объединяя соседние объекты в кластеры. Пространственные кластеры содержат в себе смесь основного микса bed и пространственных объектов. В домашнем миксе может содержаться до 16 таких кластеров, которые в домашнем Атмосе называются так же "объектами".

             Dolby Atmos без пространственного кодирования (слева) и с пространственным кодированием (справа)

 

Для совместимости с предидущими форматами, было решено использовать кодек Dolby TrueHD, добавив ему метеданные о наличие звука Atmos. Другими словами, если ваше оборудование не умеет воспроизводить Dolby Atmos, то оно увидит формат TrueHD. Если же, оборудование понимает новый формат, то в потоке TrueHD оно распознает метаданные о наличии Atmos, и декодирует его на все каналы вашего домашнего кинотеатра.

                                                  Аудиодорожка фильма "Хеллбой" (2019)

 

Как вы видите домашний микс это значительно более простая технология. Я называю ее "псевдо-иммерсивный" звук. Настоящий иммерсивный можно услышать только с оригинальной звуковой дорожкой в настоящем Dolby Cinema.

 

Будущее Dolby Atmos.

 

Прогресс неумолим. Именно мощность процессора бытовой электроники, его дороговизна, и объем данных не позволили реализовать кинотеатральный микс в хоум версии. В ближайшие 5-7 лет, с развитием микроэлектроники, уменьшении чипа, низкого энергопотребления, возрастающей мощностью, Dolby выпустит новое поколение кодеков, который я условно назову Atmos v2.0. 

Atmos v 2.0 это труатмос микс для дома, для нового мощного процессора, обрабатывающего все 118 объектов микса в реальном времени. В качестве многоканальных потолочных акустических систем, выпустят что-то, в виде гирлянды из динамиков на потолок, сигнал к которым, будет передаваться без провода аналогично wi-fi. 

Кризис идей в Голливуде виден невооруженным глазом. Ремейки, ребуты, сиквелы - шмиквелы. А старый проверенный любимый фильм продать проще под новым соусом с разрешением изображения 8K - 16K с новым 32-64 канальным звуком.

Процесс этот бесконечный. Новый ресивер покупать - телек покупать - ну и диск в новом издании покупать. 

Вот так я вижу развитие технологии Atmos в будущем. Возможно, что это всего лишь мои фантазии, а возможно это уже создается внутри Dolby c прицелом на будущее. 

×