Вторник, 28 января 2020 15:16

Сияние Доктора Сна. Часть 1.

В моей жизни кинематограф всегда тянул за собой литературу. После просмотра фильма, который произвел большое впечатление, искал литературный исходник, если таковой имелся. В детстве "Звездные войны", "Чужой", "Терминатор", запоем читал книги написанные по фильмам. 

"Доктор Сон" фильм снятый по книге Стивена Кинга, является продолжением одного из самых известных произведений "Сияние". По книге "Сияние" поставил фильм легендарный Стэнли Кубрик в 1980г. Фильм является классикой.

"Доктор Сон" произвел на меня большое впечатление отличным сюжетом, игрой актеров и замечательным звуком, но об этом позже. После фильма, я решил пересмотреть "Сияние" Стэнли Кубрика, который смотрел очень давно. Что бы оценить произведение как можно глубже, я решил вначале прочесть книгу.

"Сияние" Стивена Кинга это одна из лучших книг, которые я читал. Сюжет книги строится на взаимоотношениях одной семьи, которая попадает в зловещее место - отель "Оверлук". Отец семьи Джек Торранс - алкоголик, работающий учителем в частной школе, который борется со своей зависимостью. Из-за своего характера, неконтролируемых вспышек гнева, его увольняют и он вынужден устроиться сторожем на зимний период в отель "Оверлук". Его сын Денни Торренс обладает сверхъестественными способностями, которые в книге называют Сияние. Венди, любящая жена Джека и мать Денни, домохозяйка, воспитывающая маленького сына. Все вместе они сталкиваются со злом в отеле "Оверлук", который пытается убить всю семью, действуя через самого слабого члена семьи - Джека. Именно Джек более всего подвержен влиянию зла, так как его борьба с алкоголизмом не закончена и моральное равновесие очень слабо. 

В фильме мы видим похожее развитие событий, но вот что в фильме отсутствует, так это глубина персонажей, которая присутствует в книге. В фильме нет любви, вообще. Кубрик показывает нам персонажей отстранено, не особо интересуясь их внутренним миром. Для него они средства показать место, в котором они живут, и события, которые произойдут. Мы видим Джека, в исполнении  Джека Николсона, уже озлобленным, самовлюбленным типом. Уже чуть сдвинутым, который в отеле окончательно слетает с катушек. В книге Джек, это любящий отец, он любит и жену и особенно ребенка. И сын обожает отца, любит больше чем мать. Семья держится друг за друга, и чтобы помочь отцу они остаются в отеле, так как именно любовь заставляет их остаться в этом ужасном месте, хотя у матери и ребенка была возможность уехать. Денни, именно его дар пробуждает все злые силы в отеле, именно он видит все ужасы этого места. В книге это замечательный мальчуган, который видит будущее и прошлое, обладает телекинезом, он единственный понимает, и видит истинное положение вещей, хотя ему всего 5 лет. Тони, воображаемый друг Денни - это его подсознание, которое подсказывает ему и предостерегает от будущих опасностей. Он общается с ним входя в транс. В фильме Денни, нам предстает как мальчик не совсем нормальный, с раздвоением личности, и отель так же повлиял на него как на его отца. Венди в фильме, плакса и тряпка, в книге это сильный женский персонаж, который до конца борется за свою жизнь и жизнь своего ребенка. 

Мне не нравиться "Сияние" Кубрика, но я признаю его как фильм оставивший след в истории. Визуально фильм снят великолепно. Движение камеры по коридорам отеля, длинные кадры, следование за персонажами, отлично выглядят. Напряжение и саспенс создается в фильме не только визуальным рядом, но и звуковым оформлением. Именно саундтрек создает все напряжение в кадре. Зловещие струнные ноты заполняют комнату, создавая максимально не комфортное состояние для зрителя. Набирая этот текст, я слушаю саундтрек к фильму, 

что сразу же восстанавливает атмосферу фильма. Если не читать книгу, то пожалуй это мастерски сделанный фильм ужасов. С отличной режиссурой, и гениальной игрой Джека Николсона. Но после книги, ты остаешься разочарован. В фильме отсутствуют персонажи из книги, это очень слабая часть той атмосферы которая создана Кингом. 

 

Джек Николсон в роли психа навсегда в писал в себя историю кинематографа. Гениальная работа.

Стивен Кинг так же остался разачарован экранизацией Кубрика:

"Персонаж Джека Торренса никак не развивается в этом фильме. Вообще никак. Когда мы впервые видим Джека Николсона… мы сразу понимаем, что он - ненормальный, как сортирная крыса. Все, что он делает - становится еще более безумнее. А в книге это парень, который борется за свое психическое здоровье - и в конце концов теряет его. По-моему, это трагедия. В фильме нет никакой трагедии, потому что он на самом деле не меняется".

В любом случае, я думаю, что «Сияние» - это красивый фильм, и он выглядит потрясающе, и, как я уже говорил, он похож на большой, красивый «Кадиллак» без двигателя внутри.  

Для Стивена Кинга, это очень личное произведение, так как в период ее написания, он сам боролся с алкогольной зависимостью. Именно поэтому, настолько ярко прописаны моменты борьбы главного персонажа с внешним злом. 

Я считаю, что отель "Оверлук", это темная сторона человека, представленная в виде зловещего места. Мы каждый день сталкиваемся с ней в жизни. Каждый день мы боремся с своими демонами, каждый в той или иной степени. Это не обязательно алкоголизм, или наркозависимость, это может быть даже простая ложь, или поступок, который позже приводит к сожалениям. "Оверлук" это та темная сторона, которая откладывает тень, на каждом из нас, и если мы слабы, то срываемся, позволяя выплеснуть свой негатив на самых близких людей, свою семью. Страдают от нашей темной стороны всегда самые близкие, супруги, дети, родители. Именно об этом и повествует книга, что чувствуют наши близкие, когда ты вышел из себя, наорал, выругался, направил свой гнев на них.

Продолжение. Часть 2. 

 

 

×