Четверг, 12 декабря 2019 10:24

Инфраниз в звуковых дорожках кинофильмов.

Считается, что человеческий слух воспринимает звуковую информацию в области от 20 Гц до 20000 Гц. Хочу вас спросить, вы были на рок-концерте или фестивале электронной музыки? Слышали как звучат низкие частоты (далее НЧ) ? А чувствовали их? Ощущения давления на своем теле, когда удар барабанной установки, бас-бочки, отзывается в вашей грудной клетке? Или слышали взлет реактивного самолета, ощущали вибрации которые он создает? 

Да, ниже 20 Гц человек не слышит, но, как оказалось, чувствует. В звуковых дорожках кинофильмов для низкочастотных эффектов существует отдельный канал, называется он LFE, обозначается как .1. Информация записывается в канал LFE с уровнем +10 дб, по сравнению с остальными каналами. По спецификации диапазон частоты LFE канала ниже 120 Гц ( на практике я вижу диапазон и до 500 Гц в современных аудиодорожках кинофильмов). Канал LFE, как правило подается на специальное устройство, которое создано воспроизводить только низкие частоты - сабвуфер. 

Фильмы, каждый год переиздаются в новом, более современном формате. Изначально это был VHS, потом DVD, далее Blu-Ray, а сейчас UHD 4K. Звуковая дорожка, так же, с каждым изданием выпускается в новом более совершенном качестве. Dolby Digital 5.1 и DTS на DVD, DTS-HD MA и TrueHD на Blu-Ray, и  Dolby Atmos и DTS:X на UHD 4K. Изначально Dolby Digital 5.1 и DTS - кодеки с потерями в звуком сигнале (lossy), то есть кодированный сигнал имеет потери относительно изначального звука. Применяется для сжатия многоканального звука, для экономия места на носители, или передаче через стриминговые онлайн сервисы. Позже на Blu-Ray диске место на носители позволило использовать кодеки без потерь при кодировании (lossless) - DTS HD Master Audio и Dolby TrueHD. В настоящее время на основе lossless кодеков создали объективно-ориентированный звук Dolby Atmos и DTS:X.

Звуковая дорожка фильма, с каждым новым перевыпуском на новом носители, призвана совершенствоваться. Заново микшироваться, расширять динамический диапазон, добавляются каналы пространственного звучания. Но есть примеры когда звук становился хуже, например перевыпуск "Обливион" в Atmos на UHD 4K, потерял большую часть изначального НЧ диапазона.

Oblivion Dolby Atmos

Oblivion DTS-HD MA

"Хозяин морей" при переиздании на BD потерял так же в НЧ диапазоне.

А что с современными фильмами? Многие изначально выпускаемые фильмы имеют сознательно ограниченный динамический диапазон. В основном от студии Disney, которой принадлежит студия Marvel. Но почти все студии сейчас ограничивают диапазон в LFE канале. Редко встретишь фильм в котором частота в LFE канале опускается ниже 20 Гц. Кто-то спросит - ну и что, все равно ниже 20 Гц человек не слышит? Верно - не слышит, но чувствует. Посмотрите "Войну Миров" Спилберга. Появление инопланетян из под земли - мой самый любимый момент, на котором я всегда тестирую сабвуфер при настройке системы. Диапазон в LFE канале этой дорожки опускается до 10 Гц. К сожалению, испытать столь низкие частоты позволяют только дорогие высококачественные сабвуферные системы.

Далее я предлагаю вам оценить несколько сэмплов, которые я изготовил. В сэмплах представлены две дорожки. Первая сделана из оригинальной, в которой определенным образом восстановлена информация в LFE канале. Вторая - оригинальная звуковая дорожка.

Сравните эти звуковые дорожки, какая из них вызвала больше эмоций, какая больше понравилась?

пунктирная линия - оригинальная дорожка

сплошная - восстановленная

1. Человек на Луне / First Man 

Скачать UHD 4k сэмпл 

Скачать 1080p сэмпл

Полная версия с ULF.

 

2. Хозяин морей / Master and Commander

Скачать 1080p сэмпл

 

3. Хеллбой / Hellboy 2019

Скачать UHD 4k сэмпл 

Скачать 1080p сэмпл

 

4. Падение Черного Ястреба / Black Hawk Down (Director's Cut)

Скачать UHD 4k сэмпл

Скачать 1080p сэмпл

 

5. Джокер / Joker (2019)

Скачать сэмпл 1080p

Полная версия.

 

В моей системе с двумя сабвуферами Rythmik Audio F15HP H600XLR2 звучание звуковых дорожек с восстановленным LFE каналом просто удивительно. Взлет Аполлон 11 в "Человек на луне"  воспринимается совершенно иначе, более эмоционально. Эпичность момента возрастает, при ощущении вибраций на своем теле. Комната содрогается от низких частот создаваемых сабвуферами. В оригинальной дорожке все эти эмоции обрезаны ниже 30 Гц. Почему при мастеринге звуковой дорожки приняли такое решение, мне не ясно? "Задумка режиссера, он так видит" - возразят мне. Да, может быть. Но согласитесь, странное решение, лишать людей дополнительных эмоций при просмотре фильма. 

В "Падении Черного Ястреба" взлет вертолетов так же более эмоционален. Режиссер, Ридли Скотт, акцентировал внимание на вибрациях создаваемых в помещении рядом с взлетной полосой, показав вибрирующий стакан с чаем на столе. Но почему не добавили инфранизких частот (ultra low frequency, сокращенно ULF) при переиздании в Dolby Atmos? С ними этот момент ощущается совершенно иначе. Вертолеты создают вибрации не только на экране, но и у тебя в комнате.

В "Хозяин Морей" морей появился "панч" при выстреле из пушек. Пробивает корабль, матросов и тебя в твоем уютном диване. 

"Хеллбой" при битве с гигантами ощущает всю тяжесть их мечей и каждый их шаг отзывается в твоей комнате. Смотреть этот эпизод и до этого было здорово, но с добавлением ULF дорожка стала еще красочнее.

Если вам понравились или не понравились экспериментальные работы с LFE каналом в моих работах, напишите в комментарии. Расскажите почему.

 

P.S. Любой фильм может зазвучать по новому, если у вас есть хороший саб, и желание восстановить LFE дорожу вашего любимого фильма. Обращайтесь в чат или сюда.

Продолжение. ЧАСТЬ 2.

 

 

 

 

 

 

  

 

×