Воскресенье, 17 февраля 2019 10:23

Атмосферость звука в художественном фильме.

 

Задавались ли вы вопросом, какие задачи стоят пред звукорежиссером фильма? Что он должен сделать, и чего пытается избежать? 

Я постараюсь описать как я вижу эти задачи на примере фильма “Человек на Луне”. Сразу скажу, что я не считаю себя профессионалом. Я - любитель, который некоторое время работал звукорежиссером во Дворце Культуры своего города. Образования звукорежиссера не имею. Задачи мне ставили руководители ансамблей и режиссеры постановок. Я воплощал их как мог исходя из имеющегося оборудования. На то время это было два минидиск рекордера SONY, и все... Даже простейшего ПК не было. Дома я делал кое-какие работы на своем ПК, но в основном запись и монтаж звука производилась топорно на минидиске 

Мы отдалились от темы. В задачи звукорежиссера фильма входит огромное число проблем, которые нужно решить. Звук саундтрека, эффекты, диалоги, звуки окружения. Все это должно быть органично вписано в звуковую дорожку, не должно мешать друг другу, в то же время должно хорошо прослушиваться. 

Какие же ставились задачи перед звукорежиссером “Человек на Луне”? Дословно я сказать не могу, потому как с ним не общался, его интервью не читал. Но его работа, отлично говорит за него. 

Итак, открывающая сцена фильма, главный герой Нил Армстронг, которого исполняет Райан Гослинг, находится в кабине летательного аппарата, проводя его тестирования в атмосфере. Звук внутри кабины, то, что слышит сам пилот, должно окружить и нас, зрителей, при просмотре фильма. Звук двигателей, обшивки корабля, деформация металла при перегрузках, вибрации корпуса, щелчки переключателей и связь пилота с базой. В полной мере мы это и ощущаем, словно сами вместе с Армстронгом тестируем летательный аппарат. 

Дэмьен Шазелл, режиссер фильма, все сцены с полетом предпочел снять внутри корабля, делая акцент на главном герое, на его чувствах и переживаниях. В отличие от “Гравитации”, где масса сцен в открытом космосе. Поскольку задачи звукорежиссеру ставит режиссер фильма, что он хочет получить в итоге, то звукорежиссер, естественно, подчиняется ему и продюсеру. 

Далее мы попадаем 60-е годы в США, где они борются с Советским Союзом в первенстве освоения космоса, и проигрывают, уступая на всех этапах.  

Какие задачи поставили перед композитором? Мне кажется, передать дух той эпохи, 60-е годы 20 века, и отразить чувства и переживания главного героя. Мы видим, маленькая дочь Армстронга тяжело больна, а позже умирает. Боль этой утраты герой несет на протяжении всего фильма, до самого финала. Саундтрек должен звучать не современно, но и не вычурно. Композитор Джастин Гурвиц, создал уникальную музыку к фильму, которая сильно отличается от того, что мы слышим в массе фильмов Голливуда.  

Звукорежиссер положил всю музыку в сценах на земле с главным героем “за экран”. Музыкальные инструменты звучат позади фронтальной акустики, панорама находится как бы за экраном, отдаленно, и смещена левее от центра. Звучит отстраненно, как и состояние Армстронга, оно отстраненное от этого мира, он погружен в себя, в свою боль утраты. Что бы пережить это, он решает отдаться работе, риску, неизведанному пространству - космосу. 

В “Миссии Невыполнима: Последствия” саундтрек наоборот, погружает нас в центр. Звучит из всех каналов, являясь центром всего фильма, звуча в 90% фильма. Музыка к фильму является одним из главных действующих лиц, почти как сам Том Круз :-). Это иной подход, который так же охарактеризовывает как сам фильм, так и подход к звуку. То же погружение мы испытываем в фильме “Звезда Родилась”, где звук всех концертных сцен переносит нас на сцену вместе с Брэдли Купером и Леди Гагой. Мы находимся вместе с ними и слышим, то, что слышат они. Звук музыкальных инструментов окружает нас со всех сторон. Звучит неимоверно круто.  

Так что же такое атмосферность, атмосфера фильма? Это насколько режиссеру и звукорежиссеру удалось погрузить нас в фильм, заставить поверить и перенести нас вместе с главными героями в действие фильма. Большинство фильмов, которые сегодня выпускает Голливуд, смотреть неинтересно, не то что погружаться в действие. Когда происходящее на экране раздражает, то каким бы не был хороший звук, он автоматически перестает работать, так как картинка и звук в кино одно целое, и если Чарли Чаплину в начале 20 века удавалось рассмешить весь мир и без звука, в 21 веке, картинка без звука невозможна.  

 UPD: 20.02.2019

Спусти 3 дня Dolby выпустили подкаст с создателями звука в фильме "Человек на Луне". Удивительным образом, насколько точно я описал их задумку. 

Посмотрите и убедитесь сами. 

 

 

×